главная страница карта сайта написать письмо
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
  • Проекты
  • Контакты
Новости регионов

19.08.2016

Рекордный урожай: почему рады чиновники и грустят фермеры

При рекордном урожае цены на зерно стремительно падают.

19.08.2016

«Россети» начали массовое банкротство сбытовых компаний

Госкомпания вновь пытается обанкротить активы «Межрегионсоюзэнерго».

18.08.2016

В Чувашии нарасхват открепительные талоны

Регион всегда славился показателями по голосованию по открепительным удостоверениям: Татария с 3 млн избирателей получала открепительных удостоверений даже меньше, чем Чувашия с численностью избирателей менее 1 млн человек.

17.08.2016

Дмитрий Медведев: местные власти должны правильно расходовать деньги

Премьер-министр провел совещание с губернаторами по обеспечению сбалансированного социально-экономического развития субъектов Федерации.

16.08.2016

Финансирование программ ПМИ в Нижегородской области выросло в девять раз

За четыре года количество районов, участвующих в программах поддержки местных инициатив, увеличилось в 10 раз.

16.08.2016

Неиспользуемые земли раздадут нижегородцам бесплатно

Соответствующий закон может вступить в силу с начала 2017 года.

15.08.2016

В Новосибирской области мигрантам запретили учить детей и водить автобусы

Численность иностранцев на своих предприятиях работодатели обязаны отрегулировать в течение трех месяцев после вступления постановления в силу.

12.08.2016

Правительство Калининградской области возместит затраты на классификацию отелей

На эти цели из региональной казны выделено более 3 миллионов рублей.

12.08.2016

Уровень долговой нагрузки большинства регионов ПФО превышает 50%

В течение пяти лет субъекты увеличили объем долговых обязательств более чем в два раза.

11.08.2016

Лицензия на навоз: законная глупость и властный произвол

Чиновники терроризируют мелких производителей, вынуждая оформлять лицензии на утилизацию навоза.

СтатьиСтатьи

Коммунизм для отдельной компании

Коммунизм для отдельной компании
12 Августа 2013
В конце апреля президент Владимир Путин поручил "Роснефти" и федеральным ведомствам разобраться с ценами на топлива в Дальневосточном федеральном округе. В письме на имя Путина от 13 мая президент "Роснефти" Игорь Сечин объяснил высокие цены, прежде всего, "отсутствием развитой транспортной инфраструктуры". Кроме того, писал Сечин, "Роснефти" предлагают самостоятельно профинансировать строительство отвода от нефтепровода ВСТО до принадлежащего компании Комсомольского НПЗ в сумме 53 млрд руб., что "приводит к неэффективной переработке нефти в данном регионе".
Ответом на аргументы Игоря Сечина можно считать письма от Минэнерго и "Транснефти" на имя вице-премьера Аркадия Дворковича. ВРИО министра энергетики Михаил Курбатов сообщает в своем письме, что для прокачки нефти на Дальний Восток действуют льготные тарифы, величина перекрестного субсидирования восточных маршрутов за счёт других направлений транспортировки нефти в 2013 году составит около 37 млрд рублей. При этом дальнейшее снижение регулируемых тарифов, пишет Курбатов, "не гарантирует соответствующего снижения цен на нефтепродукты".
Чиновник раскрывает схему поддержания высоких цен на заправках в Дальневосточном федеральном округе за счёт его масштабного экспорта и завоза в регион топлива за тысячи километров - из Западной Сибири. Так, за четыре месяца 2013 года, по данным Минэнерго, с Комсомольского НПЗ было экспортировано 241 тыс. тонн бензина, а завезено из других регионов России 237 тыс. тонн. На экспорт "Роснефть" отправила 611 тыс. тонн дизельного топлива, а завезла 597 тыс. тонн.
Таким образом, утверждение Игоря Сечина в письме президенту о дефиците топлива в Дальневосточном федеральном округе вследствие его недостаточного производства на Комсомольском и Хабаровском НПЗ не соответствует действительности. При потребности региона в 3,6 млн тонн топлива в год два дальневосточных нефтеперерабатывающих завода производят в совокупности 5,915 млн тонн. То есть их мощности хватает даже с лихвой.
Не смотря на это Игорь Сечин предлагает обязать другие нефтяные компании затыкать созданные "Роснефтью" дыры. А именно поставлять топливо на Дальний Восток пропорционально объёму экспорта нефти по нефтепроводу ВСТО. Проблема в том, что неизбежно приведет к высоким ценам на топлива в регионе из-за огромного расстояния перевозки. Возможно, этим глава "Роснефти" хочет нивелировать собственную очень странную схему доставки на Дальний Восток топлива, сделанного за тысячи километров. Понятно, что все расходы на его транспортировку ложатся на плечи покупателей.
Высокая стоимость доставки нефти на Комсомольский НПЗ объясняется не только его удаленностью, но и неэффективной схемой транспортировки. Сейчас нефть на НПЗ "Роснефть" везет железнодорожными цистернами со станции Уяр Красноярского края, что обходится "Роснефти" в 4354 рубля за тонну, говорится в письме Минэнерго. Если бы нефть наливали на станции Сковородино Амурской области, что можно сделать уже сейчас, транспортировка обошлась бы на 349 рублей дешевле. Строительство нефтепровода от ВСТО до Комсомольского НПЗ вдвое бы сократило расходы транспортные расходы − до 2071 рубля.
Как много приходится переплачивать дальневосточным автовладельцам можно судить и по представленной "Роснефтью" калькуляцией расходов, влияющих на цену топлива. Сейчас компания, траспортирующая значительную долю нефтепродуктов из Западной Сибири по железной дороге отдаёт за это до 10% стоимости бензина и солярки. При этом вклад транспортировки нефти по трубам в цене 1 литра автобензина для Дальнего Востока составляет лишь 4,7 %.
Но Игорь Сечин не хочет строить за счёт компании отвод от ВСТО до Комсомольска-на-Амуре, объясняя это нерентабельностью проекта, хотя срок его окупаемости оценивается всего в три года. Это чрезвычайно быстро, потому что инфраструктурное строительство по принятой в мире практике может окупаться и 20 лет. Перекладывание финансирования на чужие плечи означает повышение тарифов на прокачку в целом по системе магистральных нефтепроводов. Учтите, что в этом случае сооружение отвода да Комсомольского НПЗ оплатят все нефтяные компании страны, а масштабную экономию от изменения доставки сырья с железнодорожной на трубопроводную получит одна "Роснефть".
Принципиальные разногласия между "Роснефтью" и "Транснефтью" состоят в целесообразности строительства Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Находке. На этом комплексе, обещает Игорь Сечин, будет перерабатываться 24 млн тонн нефти и вырабатываться 2,4 млн тонн топлива. Обещание полностью решить за счет ВНХК дефицит топлива в Дальневосточном федеральном округе странно, так как и сейчас топлива в регионе избыток, а после ведущейся сейчас модернизации Комсомольского и Хабаровского НПЗ там будет перерабатывать на 2,5 млн тонн нефти больше нынешнего.
Учтите, что для обеспечения настолько большого увеличения поставок нефти потребуется практически новое строительство нефтепровода от Западной Сибири до Находки протяженностью 1328 км с расчётной стоимостью строительства более 250 млрд. рублей. Кроме того, указывает глава "Транснефти" окончательно не проработаны вопросы ресурсного обеспечения ВНХК, прогнозного баланса нефти и нефтепродуктов, включая возможности экспорта и импорта. Говоря другими словами, ещё не разведаны месторождения, из которых можно будет добыть нефть, которую "Роснефть" не прочь переработать на ВНХК. Тем более, что этой весной компания связала себя 25-летним контрактом с китайской CNPC и даже заложила будущие поставки.
О недостаточности ресурсной базы для проектного увеличения мощности ВСТО говорили ещё до начала его строительства. За последние годы были предприняты экстренные меры по разработке новых месторождений в Восточной Сибири и начато строительство нефтепроводов Куюмба-Тайшет и Заполярье-Пурпе, однако полностью вопрос с общероссийским балансом нефти не снят, так как на стадии истощения находятся основные нефтяные месторождения Западной Сибири. В этих условиях вкладывать 250 млрд в расширение ВСТО плюс 180 млрд рублей в строительство нефтеперерабатывающего комплекса, предназначенного исключительно для экспорта продукции, представляется крайне неосторожным.

Возврат к списку