главная страница карта сайта написать письмо
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
  • Проекты
  • Контакты
Новости регионов

24.03.2017

Объем долга по госконтрактам в регионах России составил около 14,3 млрд рублей

Причиной образования долгов перед предпринимателями становится невыполнение должных мер органами государственной или муниципальной власти по наполнению доходной части бюджетов.

24.03.2017

Фонд развития моногородов ужесточил условия выделения средств

Руководство Фонда приложило все усилия, чтобы избежать потери бюджетных денег.

23.03.2017

Посадки на Сахалине: дело Хорошавина «живет»

Продолжаются отставки, задержания, аресты и этапирование муниципальных и региональных чиновников.

23.03.2017

"Спутник" Рудникова: провал за 25 млн фунтов

В мае 2014 года в стране с помпой стартовал «национальный государственный Интернет-проект», очень скоро превратившийся в заурядный сетевой мусор – бета-версия поисковика под названием «Спутник»

22.03.2017

Тюменская область нацелилась на «мягкую экономику»

В регионе хотят ввести специальный налоговый режим для IT-компаний.

22.03.2017

«Буквально молим о справедливости» — омбудсмен Ленобласти о своей работе

Уполномоченный по правам человека рассказал, на что чаще всего жалуются жители региона.

21.03.2017

В 2016 году в России было откорректировано и отменено почти 140 тыс. нормативных правовых актов

Наиболее часто при принятии муниципальных нормативных правовых актов допускались нарушения федерального законодательства.

21.03.2017

Спецоперация ФСБ: кто сбывает краденое топливо «Транснефти»

У дочки ПАО «Транснефть» в Самарской области через нефтеврезки выкачали как минимум 6,9 тыс.тонн черного золота.

20.03.2017

Медикам ЯНАО зарплату поднимут через увольнения

Депутаты усмотрели в обещаниях властей риски массовых сокращений и роста социального напряжения.

20.03.2017

Курганцы будут меньше платить за электричество

Это решение никак не затронет жителей соседних регионов.

СтатьиСтатьи

Госкомпании как двигатель экономики регионов

19 Октября 2016

Раздробленный в 90-е единый народнохозяйственный комплекс страны начал восстанавливаться. Можно обсуждать вопросы эффективности и качества управления госкорпорациями и крупнейшими АО с государственным участием, но факты налицо − госкорпорации являются важнейшими структурами экономики страны. Особенно это видно на региональном уровне.

Россия выбрала нефтепроводы, а не трежерис

Бывший министр финансов, глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин заявил на Московском финансовом форуме, что госкомпании тормозят развитие национальной экономики. Заявление Кудрин сделал накануне «приватизации» «Башнефти». Если именно ее имел в виду бывший опальный министр – то да, действительно тормозят!.. Если же посмотреть в целом по стране, то во многих местах, особенно удаленных от крупных городов, кроме госкомпаний нет другой опоры для жизни.

Чуть ранее экс-министр вообще выдвинул тезис, что «государство не должно активно работать на рынке... госкомпании не справились с задачей по созданию инновационной экономики…», – сказал он, добавив, что модель по созданию госкомпаний не оправдала себя. Однозначно? Или однобоко?

Егор Гайдар как-то цитировал нобелевского лауреата Милтона Фридмана: чтобы экономику заставить работать, ее надо засыпать деньгами. Дословно «разбрасывать деньги с вертолета», чтобы стимулировать потребителя и заставить потреблять все, что будет производить промышленность. Кудрин же, наоборот, требует ни в коем случае не давать экономике денег: все − в резервные фонды! Но истина конкретна.

Сайты госкомпаний не выявляют общий тренд, но данные по госзакупкам, например, только ПАО «Транснефть» – это сотни миллиардов рублей, которые корпорация тратит на закупки у заводов по всей территории России: оборудование для нефтеперекачивающих станций, трубы высокого давления, транспортные средства... Совсем не то, что предлагал покупать в первую очередь в бытность министром финансов Кудрин − американские казначейские обязательства (трежерис).

Кстати, об эффективности. Недавно международная аудиторская группа KPMG провела исследование эффективности работы «Транснефти», аналитики сравнили ее основные показатели за 2014-2015 годы с таковыми у мировых лидеров по транспортировке нефти. Вывод: тарифы, операционные расходы, потребление энергии на транспортировку, НИОКР у российской монополии оказались намного лучше, чем у сопоставимых зарубежных трубопроводных компаний.

Кстати, и в инновациях, в которых Кудрин полностью полагается на малые и средние фирмы, последние заметно уступают крупным государственным монстрам. Достаточно сравнить число регистрируемых патентов. В той же «Транснефти» при реализации проекта «Заполярье − Пурпе» компанией было получено 29 российских патентов на изобретения, плюс 15 патентов компания намерена зарегистрировать за рубежом.

Экспорт нефти освободили от границ

Еще недавно у России был единственный нефтеналивной порт − Новороссийск и нефтепровод "Дружба", который поставлял нефть в западном направлении. Сегодня в стране уже четыре собственных порта, через которые идут экспортные потоки нефти: Новороссийск, балтийские Усть-Луга и Приморск, Козьмино на Дальнем Востоке. В этом году завершаются крупные инвестиционные проекты: ветки «Куюмба – Тайшет» и «Заполярье – Пурпе». А нефтепровод от ВСТО до Мохэ впервые напрямую промышленно «связал» Россию и Китай. В таблице представлены важные этапы развития компании.

Основные проекты ПАО «Транснефть» с 2000 года

Год

Событие

Значение

2000

В эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики 

Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку – Тихорецк – Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале: в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска.

2001

Завершено строительство 259-километрового нефтепровода Суходольная – Родионовская

Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку нефти в Новороссийск без транзита по территории Украины

2001

Вступила в строй Балтийская трубопроводная система (БТС) и порт Приморск

БТС открыла прямой путь для экспорта через порт Приморск нефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Проектная мощность первой очереди БТС составила 12 млн т в год

2003

Производительность БТС увеличилась в полтора раза и достигла 18 млн т нефти в год, а к концу года она была доведена до 30 млн т

Снизилась зависимость экспорта нефти от транзита через территорию третьих стран

2005

Пропускная способность БТС вышла на уровень 50 млн т

 

2006

Мощность БТС увеличилась до 74 млн т

 

2006

На нефтепроводе Уса-Ухта были построены две дополнительные нефтеперекачивающие станции, а также уникальный пункт подогрева нефти на НПС «Чикшино»

Пропускная способность нефтепровода увеличилась сначала до 18,2 миллиона тонн нефти в год, а затем до 24,2 миллиона тонн

2006

Начало строительства первой очереди транспортной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО)

Это крупнейший строительный проект в современной России, позволяющий выйти на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

2009

Завершено строительство первой очереди ВСТО

Российская нефть впервые вышла на рынок АТР

2009

Стартовало сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2)

 

2010

Введен в эксплуатацию нефтепровод Сковородино – граница КНР

Нефтепровод является ответвлением от трубопроводной системы ВСТО и предназначен для экспортной транспортировки российской нефти в КНР

2011

Введен в эксплуатацию нефтепровод Пурпе – Самотлор

Нефтепровод позволил принимать всю нефть с крупного Ванкорского месторождения и стал связующим звеном между западной и восточной частями отечественной системы трубопроводного транспорта нефти

2012

Осуществлен ввод в эксплуатацию объектов нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО-II) – участок Сковородино – Козьмино

С завершением проекта нефть для отгрузки на экспорт стала поступать в порт «Козьмино» по магистральным нефтепроводам

2012

Завершено строительство БТС-2 и нефтеналивного порта Усть-Луга

Появление портов в Приморске и Усть-Луге на Балтике, нефтеналивного порта на побережье Японского моря в Находке свели на нет практически все риски, связанные с транзитом российской нефти через сопредельные страны

2014

Введены в эксплуатацию объекты расширения мощности трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»

Мощности нефтепровода ВСТО на участке Тайшет - Сковородино возросла до 58 млн тонн нефти в год

2012-2016

Строительство нефтепровода Заполярье – Пурпе

Цель проекта - обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» нефти новых месторождений районов Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края для дальнейшей поставки на НПЗ Российской Федерации и на экспорт

2012-2023

Строительство магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет 

Нефтепровод позволит приступить к промышленной эксплуатации Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений.

I этап – строительство трубы пропускной способностью до 8,6 млн. тонн нефти в год с завершением работ в IV квартале 2016 года.

II этап – строительство трубы пропускной способностью до 15 млн. тонн нефти в год с завершением работ в IV квартале 2023 года

 

2012 − 2018

Расширение мощности нефтепродуктопровода «Север»

Первый этап реализации проекта «Север» предусматривает увеличение экспорта дизельного топлива через порт Приморск до 15 млн. тонн в год. Завершение проекта запланировано в 2016 году.

Второй этап реализации проекта «Север» предусматривает увеличение экспорта дизельного топлива до 25 млн. тонн в год. Завершение проекта запланировано в 2018 году

2012 − 2020

Строительство нефтепродуктопровода «Юг»

Первый этап реализации проекта «Юг» предусматривает обеспечение поставок трубопроводным транспортом на участке «Волгоград - Тихорецк – Новороссийск» дизельного топлива на внутренний рынок Российской Федерации и в порт Новороссийск в объеме до 6 млн. тонн в год. Завершение проекта запланировано в 2018 году.

Второй этап реализации проекта «Юг» предусматривает обеспечение транспортировки по системе МНПП на участке «Воскресенка – Самара - Волгоград» дизельного топлива в объеме до 6 млн тонн в год и расширение трубопровода на участке «Волгоград – Тихорецк – Новороссийск» до 11 млн тонн в год для поставки на внутренний рынок Российской Федерации и на экспорт через порт Новороссийск. Завершение проекта запланировано в 2020 году

2014-2020

Расширение мощности ВСТО

Расширение трубопроводной системы ВСТО на участке Тайшет - Сковородино до 80 млн. тонн нефти в год. Расширение трубопроводной системы ВСТО на участке Сковородино – Козьмино до 50 млн. тонн нефти в год Завершение реализации проектов запланировано в 2020 году.

 

2014-2025

Реконструкции магистральных нефтепроводов Западной Сибири для увеличения объемов транспортировки нефти в направлении г. Тайшет

Реконструкция проводится для обеспечения загрузки ТС ВСТО. Завершение реализации проекта запланировано в 2025 году

 

2016

Реализация программы импортозамещения

В Челябинске заработал новый завод нефтяных насосов. Здесь же заложен и новый завод электроприводного оборудования. В программе импортозамещения − производство противотурбулентных присадок в Татарстане


Нефтепровод: труба + ЛЭП + дороги + работа

Каждая новая нефтяная магистраль дает регионам мощный импульс развития, особенно в неосвоенных ранее районах. Строительство ТС ВСТО привело к значительному расширению масштаба геологоразведочных работ в Восточной Сибири и ускоренному освоению новых крупных месторождений, вроде Ванкорского и Верхнечонского. Например, в Иркутской области благодаря нефтепроводу ВСТО налоговые поступления от нефтяников выросли с 1 млрд рублей в 2010 году до 18 млрд рублей в 2015-ом.

В перспективе новые крупные осваиваемые месторождения будут связаны автотрассами с общей сетью автомобильных дорог страны и вместе с дорогами вдоль новых трубопроводов станут основой сети новых дорог на огромной территории Сибири и Дальнего Востока, ранее лишенной надежного круглогодичного автосообщения. Реализация инвестиционных планов, напрямую связанных с ВСТО, позволит создать в Приморье около 74 тыс. новых рабочих мест.

Нефтепровод Куюмба - Тайшет проходит по территории Красноярского края и Иркутской области, его общая протяженность составит 705 км. Нефтепровод строился в глухой тайге, где теперь появились линии электропередач, подстанции, линии связи, вдольтрассовый проезд. Проект, таким образом, решает проблему не только транспортировки нефти, но и электрификации части Красноярского края. А появление энергоснабжения открывает дорогу новым проектам на некогда неосвоенной территории. Созданы новые рабочие места: только на двух первоочередных НПC в Красноярском крае будет организовано 650 рабочих мест, в Приангарье после запуска нефтепровода - еще минимум 300. "Транснефть" в рамках социальной поддержки региона построила школы, сады, больницы для представителей малочисленных коренных народов севера.

Нефтепровод Заполярье − Пурпе позволит добывать на Ямале к 2020 году свыше 40 млн тонн нефти в год. Этот регион становится одним из основных центров добычи углеводородного сырья, что позволяет не снижать достигнутый страной уровень добычи и экспорта углеводородов. Доля Ямало-Ненецкого автономного округа в доказанных российских запасах природного газа составляет более 70%, нефти и конденсата − 18%. Текущие разведанные запасы на Ямале составляют 44,5 трлн кубометров газа, почти 5 млрд тонн нефти и около 2 млрд тонн конденсата.

У заводов есть заказы

В 2016 году только на закупки оборудования для своих объектов ПАО «Транснефть» потратит 78,9 млрд рублей. Это примерно три годовых бюджета, например Пермского края. На программу текущего планового ремонта будет израсходовано 175,8 млрд рублей, на инвестиции в новое строительство 150,5 млрд рублей.

Инвестиционная программа «Транснефти»

Программа

2015 год, млн руб

2016 год, млн руб (план, утв. СД 28.10.16)

Программа развития

333 338,9

326 313,3

Инвестиционная программа

136 774,5

150 538,4

Программа ТПР

196 564,4

175 774,9

Заказы компании для многих предприятия составляют основу производственного плана. У изготовителей емкостей для нефти и нефтепродуктов до 85% загрузки производств составляют работы по заказам «Транснефти». Производители труб большого диаметра отправляют трубопроводной монополии 30% своей продукции, а производители запорной арматуры − до 90%.

Для примера значимости заказов «Транснефти» возьмем завод «Гусар» в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области. Хрусталя здесь уже не выпускают, громадный «Хрустальный завод» в самом центре города лежит в развалинах, а на знаменитом по всей средней полосе России «Хрустальном рынке» торгуют китайским стеклом. «Гусар» − самый крупный работодатель города со средней зарплатой вдвое выше среднегородской. Заказы «Транснефти» составляют более трети загрузки предприятия, а с добычей и переработкой нефти связано 90% сбыта продукции. За последние пять лет завод увеличил выручку с 2,6 млрд рублей до 10,9 млрд рублей.

Резервуары АО "АП Саратовский завод резервуарных металлоконструкций" любят снимать с вертолетов. Завод выпускает емкости диаметром до 95 метров и высотой до 18 метров, вмещающие 100 тыс. куб. м жидкости. Резервуары саратовского завода установлены на ТС ВСТО, БТС-2, нефтепроводах Куюмба − Тайшет, Заполярье − Пурпе − Самотлор, в портах Приморска и Козьмино.

«Транснефть» − один из основных заказчиков АО "Омский электромеханический завод". Более 70% продукции завода составляют опоры для линий электропередачи напряжением до 110 кВ. Только с января по июнь 2106 года предприятием произведено и отгружено заказчикам порядка 5 000 тонн продукции, в том числе для строительства участка ГНПС «Тайшет» – НПС «Сковородино» магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и нефтепровода-отвода «ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ».

В таблице приведен перечень предприятий, занятых изготовление оборудования для «Транснефти».

 

Предприятия-поставщики «Транснефти» 


Видно, что на предприятиях, где заказы «Транснефти» составляют значительную часть загрузки мощностей, работают 154 тыс. человек. Кроме этого, постоянно на объектах компании работает около 50 тыс. человек в подрядных строительных организациях, а общая численность персонала достигает 100 тыс. работников. Если посчитать всех смежников с членами семей, то проходящие через «Транснефть» финансовые потоки обеспечивают жизнь более 2 млн человек.

На всех предприятиях-поставщиках внедрен жесткий контроль качества, благодаря которому они включены в официальный перечень поставщиков «Транснефти». Постоянный поток заказов трубопроводной монополии гарантирует предприятиям стабильную загрузку, возможности развития и внедрения передовых технологий.

Впереди у «Транснефти» новые проекты, связанные с дальнейшим освоением месторождений Сибири, Дальнего Востока и шельфа северных и восточных морей. При реализации новых проектов и модернизации существующих систем компания опирается на российских поставщиков, стремясь к 100-процентному импортозамещению всей номенклатуры необходимой продукции.

Если же следовать логике г-на Кудрина, то стране незачем строить и загружать свои заводы − все можно дешево купить на Западе. Если бы эта идея была воплощена в жизнь, то очень скоро пришлось бы эвакуировать миллионы людей с 2/3 территории России. Да и России бы уже не было.



Возврат к списку