главная страница карта сайта написать письмо
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
  • Проекты
  • Контакты
Новости регионов

12.12.2017

Сертификаты на допобразование получили более 84,5 тысячи детей в девяти регионах

Пилотный проект действует в Бурятии, Якутии, Татарстане, Пермском крае, Астраханской, Вологодской, Тульской и Тюменской областях, а также в Югре.

12.12.2017

Жителям Татарии предлагают «заработать» на беспомощных пенсионерах

Пилотный проект стартовал в 2017 году и продлён до 2020 года.

11.12.2017

Субъекты Федерации декларируют новую экономическую политику

Концепция предполагает значительное усиление государства и введение системы госпланирования.

В центре внимания

22.11.2017

Дорога раздора - почему в Якутии наплевали на трассу "Вилюй"?

В Якутии вновь поднимают проблему проезда автомобилей по технологическим и вдольтрассовым дорогам, которые «Сургутнефтегаз» и «Транснефть» построили для обслуживания нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и своих объектов.

13.11.2017

«Дорога смерти» в 55 км от МКАД

Новости о разбитых сельских дорогах плотно заполняют информационные ленты

27.10.2017

Минэнерго озабочено падением качества нефти в 2018 году

Качество нефти в системе «Транснефти» снизится из-за перенаправления малой серы на восток по контракту с КНР.

ПроектыПроекты

ТОП-5 криминальных районов Подмосковья

21 Ноября 2017
Одним из наиболее опасных видов преступлений, получивших в последнее время широкое распространение на территории Российской Федерации, являются хищения нефтепродуктов из системы магистральных нефтепродуктопроводов. Сегодня этот вид преступлений из разряда единичных превратился в масштабную угрозу для всего российского ТЭКа. За один только 2016 год количество зафиксированных незаконных врезок составило 230 случаев. В среднем на каждые 200 км инфраструктуры в год приходится 1 криминальная врезка. Ежегодный размер ущерба от хищений и следующего за ними восстановления инфраструктуры исчисляется миллиардами долларов. Врезки не только ставят под угрозу экологическую безопасность, но и мешают производить бесперебойные поставки автомобильного, дизельного топлива и авиационного керосина в аэропорты Московского авиационного узла. Мероприятия по борьбе с врезчиками, как и ликвидация утечек от криминальных врезок ложатся на плечи компаний, оттягивая финансовые ресурсы, необходимые для выполнения социальных обязательств и инвестиций в развитие.

Центр изучения региональных проблем в рамках Программы исследования теневого рынка топлива в регионах Российской Федерации проанализировал ситуацию на территории Московской области и составил рейтинг районов Подмосковья, где наиболее часто происходят случаи хищения топлива.
Рейтинг был составлен с использованием данных из открытых источников информации (публикаций СМИ), отчетов МВД РФ, а также материалов подготавливаемых ЦИРП мониторингов событий в ТЭК регионов РФ и специализированных баз данных юридической информации.

По итогам 2016 года Московская область вошла в тройку лидеров по количеству незаконных врезок в систему нефтепродуктопроводов, уступив лидерство лишь Ленинградской области.


В 2016 году в центральном регионе было совершено 52 незаконные врезки в Кольцевой магистральный нефтепродуктопровод. В текущем году область показывает негативную динамику – за 10 месяцев 2017 года в регионе зафиксировано 56 аналогичных преступлений. Генпрокуратура в собственном рейтинге преступности за январь-июнь 2016 года также отметила напряженную ситуацию в регионе. По данным ведомства, количество зарегистрированных преступлений в Московской области превысило 43 тыс. При этом общая раскрываемость преступлений упала на 12,2%. За первую половину 2017 года было не раскрыто почти 200 тыс. краж, отмечает Генпрокуратура.

Стоит отметить, что в Ленинградской области в 2017-м решительно взялись за исправление прошлогодних ошибок касающихся преступности в целом и врезок в частности. Ленинградская область не вошла в «десятку» Генпрокуратуры РФ с 8 тыс. преступлений. Для борьбы с кражами из нефтепродуктопроводов был разработан целый комплекс мероприятий.

В управлении экономической безопасности и противодействия коррупции ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области было создано подразделение, специализирующееся на борьбе с несанкционированными врезками. В главном следственном управлении и районных подразделениях назначены следователи по «топливным» преступлениям. По подозрению в совершении преступлений сотрудниками правоохранительных органов в 2017 году задержано 21 подозреваемый и 26 единиц транспортных средств (за 2016 год задержано 20 подозреваемых). Один из самых громких случаев – задержание начальника отдела полиции по Киришскому району Дмитрия Тимченко по подозрению в организации преступного сообщества с целью кражи нефтепродуктов.

 Результат проведенных работ видно из таблицы «ТОП-3 регионов России по количеству совершенных криминальных врезок». За 10 месяцев 2017 год совершено 44 кражи нефтепродуктов, что на треть меньше прошлогоднего результата. Вероятно, заметное сокращение количества врезок в ЛО связано и с задержанием киришинского начальника.

Успешный опыт работы Ленинградской области имеет смысл перенять и другим «проблемным» регионам. Например, Московской области, где наблюдается противоположная тенденция роста.
Так, на долю подмосковных правонарушителей пришлось 22% всех зафиксированных на территории Российской Федерации случаев врезок – 52 эпизода, в Ленинградской области в 2016 году было ликвидировано 68 врезок (29%). Для сравнения, по количеству врезок Московская область почти в два раза превзошла такой крупный нефтеносный и транзитный регион как Самарская область, где в 2016 году было зафиксировано 26 случаев криминальных врезок.

Московский кольцевой магистральный нефтепродуктопровод (КМНПП), по которому в центральный регион поставляется сразу три вида топлива (дизель, бензин и авиационное топливо) – ключевой объект интереса правонарушителей. Наиболее распространенным видом хищений из КМНПП является кража бензина и дизельного топлива. Выбор злоумышленников обусловлен удобством реализации похищенного «богатства». В отличие от сырой нефти, которая нуждается в дальнейшей переработке, бензин и дизель уже готовы к конечной реализации.

Абсолютным лидером по количеству криминальных врезок в Московской области является Раменский район, где по итогам 2016 года было зафиксировано 12 эпизодов. Уже в этом году, по итогам 10 месяцев, совершено в два (!) раза больше преступлений – 23 эпизода.
Для криминального рынка топлива Московской области характерна слабая статистика раскрываемости. Из таблицы видно, что в 2016 году по 52 преступным эпизодам правоохранительными органами было возбуждено 40 уголовных дел. При этом вынесено 1 обвинительное заключение. 3-е подсудимых приговорены к лишению свободы за осуществление врезки на 27,5 км западного полукольца МНПП, Подольский район (уголовное дело № 96662 от 13.01.2016 по п. «б» ч.3 ст. 158 УК РФ, направлено в суд 10.10.2016, рассмотрено судом 10.03.2017).
За рассматриваемый период 2017 года в суд направлено 4 уголовных дела на 8 обвиняемых. Одно из них уже рассмотрено, в отношении 1 лица вынесен обвинительный приговор. Подсудимый приговорен к лишению свободы сроком на 9 месяцев.
   
Анализ материалов уголовных дел показывает, что в случаях криминальных врезок правоохранительным органам приходится сталкиваться с хорошо организованными преступными сообществами, имеющими не просто документы для перевозки и реализации похищенного топлива, но и налаженную сеть сбыта.

Абсолютное большинство криминальных врезок – результат длительной работы действующих на теневом топливном рынке скоординированных преступных сообществ.
Этапы подготовки «врезок» включают в себя: сбор сведений об объекте инфраструктуры (местность, технические особенности, график обхода сотрудниками линейных станций), подготовку и доработку материально-технической базы (сварочные аппараты, транспорт, приборы ночного видения), подбор и вербовку непосредственных исполнителей (от водителей и сварщиков до землекопов и наблюдателей, в задачу которых входит вовремя оповестить о приближении полиции или службы безопасности), поиск мест хранения похищенного и последующей его реализации (куда входит не только непосредственно поиск и переговоры, но также действия по фальсификации приемосдаточной документации, паспортов нефтепродуктов).

Писавшие о теме ранее СМИ, строят догадки о работающих в Московской области «оборотнях в погонах». А иначе как объяснить, что подавляющее большинство преступников в области покрываются словно мантией-невидимкой. Преступления есть, но наказывать некого…
Московской области давно необходимы мероприятия по борьбе с преступностью, подобные реализованным в Ленинградской области.

Ключевые проблемы, затрудняющие борьбу с криминальными врезками в трубопроводы Московской области:

- географические особенности российского рынка добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов, большая протяженность объектов трубопроводного транспорта. Инфраструктура добычи углеводородов и объекты нефтепереработки находятся на существенном удалении от основных рынков сбыта, усредненный показатель удаленности российский НПЗ от основных рынков сбыта более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель в США – 1100 против 500 км.
- привлекательный характер бизнеса для организованных криминальных структур. Преступная деятельность сулит высокий уровень доходов при низких издержках, отсутствие серьезных проблем при реализации украденной продукции.
- тенденция сращивания задействованных в криминальных врезках преступных групп с представителями нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, представителями органов власти, правоохранительных структур.
- недостаточно проработанный уровень правового регулирования ответственности за преступления, связанные с кражей и последующей реализацией нефти и нефтепродуктов.

Выводы
Масштабы криминального рынка топлива, а также опасный негативных характер последствий криминальных врезок, обуславливают необходимость совершенствования комплекса мер по противодействию этому явлению. Для решения проблемы необходима реализация комплекса технических и организационных мер. Среди наиболее эффективных мер можно выделить принятие совершенствования законодательной базы в части ужесточения мер наказания, предусмотренных п. «б» ч.3 ст. 158 УК РФ. Не менее важными и эффективными представляется такая мера как интенсификация разъяснительной работы с населением, направленной на предупреждение и раннее выявление криминальной активности в зонах прохождения нефтепродуктопроводов. Кроме того, эффективным способом борьбы с криминализацией рынка топлива могла бы стать эффективная совместная программа правоохранительных органов и нефтяных компаний по выявлению и снижению преступлений с учетом особенностей регионов.

Возврат к списку